(Вендланд Константин Николаевич; 1.01.1909, С.-Петербург - 25.03.1989, Ярославль), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог. Из дворянской семьи старинного аристократического рода. Отец был действительным тайным советником, служил в Адмиралтействе. В нач. 1917 г. из-за его тяжелой болезни семья переехала в Крым. После кончины отца в июне 1919 г. Константин Вендланд пережил душевный перелом; стал прислуживать в алтаре Вознесенского храма в Ливадии. Осенью 1921 г. вернулся с семьей в Петроград. В 1925 г. окончил школу 2-й ступени и поступил в Ленинградский горный ин-т. Еще будучи студентом, был принят в 1928 г. на должность научного сотрудника Геологического комитета. Одновременно посещал занятия в Богословско-пастырском уч-ще, находившемся тогда при русско-эст. церкви Ленинграда. Сблизился с зав. училищем архим. Гурием (Егоровым; впосл. митрополит). Присоединился к Александро-Невскому братству, стал внештатным псаломщиком Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры. Наместником лавры Лужским еп. Амвросием (Либиным) за труды в киновийном храме был посвящен во чтеца.
С 1930 г., по окончании горного ин-та, работал инженером-геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1932 г. вернулся в Ленинград, был принят научным сотрудником в Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный ин-т. В авг. 1933 г., после встречи с освободившимся из заключения архим. Гурием (Егоровым), К. Вендланд переехал в г. Бийск - место его ссылки, где устроился работать в краеведческий музей. В дек. того же года стал ассистентом кафедры петрографии геолого-разведочного фак-та Среднеазиатского индустриального ин-та в Ташкенте. Переехал вместе с архим. Гурием, около к-рого в Ташкенте сложилась в традициях Александро-Невского братства община его духовных детей, в числе к-рых были 2 сестры К. Вендланда и А. Хархаров (см. Михей (Хархаров), архиеп.).
2 сент. 1934 г. пострижен архим. Гурием в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Златоуста. С рекомендательным письмом архиеп. Гурия И. обратился с просьбой о принятии священства к еп. Старорусскому Иннокентию (Тихонову), которого посетил в Ст. Руссе во время служебной командировки. Был посвящен во иподиакона. 14 сент. 1936 г., во время поездки в Ст. Руссу, рукоположен еп. Иннокентием во диакона, на следующий день - во иерея. Тайно служил в домашнем храме в Ташкенте вместе с архим. Гурием, а после его отъезда в Фергану служил один, окормляя оставшуюся в Ташкенте часть общины.
Преподавал петрографию и геологию в Среднеазиатском индустриальном ин-те и в Ташкентском гос. ун-те, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении, вел геологические исследования в Ср. Азии. Неоднократно печатал статьи по геологии в институтских научных сборниках. В 1937 г. участвовал в работе 17-го Международного геологического конгресса. Во время Великой Отечественной войны руководил поисками месторождений стратегически важных цветных металлов. В 1942 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района». Разработал на основе собственных наблюдений концепцию строения и происхождения массивов магматических пород Зап. Тянь-Шаня, что нашло отражение в академических коллективных монографиях. Подготовил докт. диссертацию, к-рую не успел защитить.
В нояб. 1945 г., считая гражданский долг исполненным, И. публично заявил о своем духовном сане. В янв. 1946 г. Ташкентский еп. Кирилл (Поспелов) назначил И. сверхштатным священником Успенского кафедрального собора в Ташкенте, уволился из индустриального ин-та, чуть позже - из геологического управления. Летом того же года принят в братию новооткрывшейся Троице-Сергиевой лавры, наместником к-рой был архим. Гурий (Егоров). С сент. 1946 г. секретарь назначенного на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру еп. Гурия (Егорова). В 1950 г. И. был возведен в сан архимандрита. В марте 1953 г. назначен настоятелем саратовского собора в честь Сошествия Св. Духа, одновременно исполнял должности инспектора и духовника Саратовской ДС. В 1956 г. окончил заочный сектор Ленинградской ДА. Был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Раскрытие догмата искупления в творениях святого Иоанна Златоуста». В 1957 г. назначен ректором Киевской ДС. В нач. 1958 г. стал представителем Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске.
28 дек. 1958 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с сохранением прежнего послушания. Хиротонию, состоявшуюся в московском Богоявленском соборе в Елохове, возглавил Патриарх Алексий I. Продолжал служение в Дамаске. 30 июня 1960 г. назначен епископом Среднеевропейским и Берлинским, экзархом Московского Патриархата в Ср. Европе. Много ездил по городам своей епархии. Свободно владел нем., англ. и франц. языками, выступал с докладами и лекциями. Автор ряда статей в «Журнале Московской Патриархии» и в печатном органе Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия» (на нем. яз.).
С 28 авг. 1960 г. член Комиссии РПЦ по межхрист. связям. В июне 1961 г. участвовал в организованном Христианской мирной конференцией (ХМК) 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира в Праге, вошел в числе др. правосл. архиереев РПЦ в совещательный комитет ХМК. Делал доклад о конгрессе на Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. 22 авг. того же года возведен в сан архиепископа. В дек. 1961 г. был в составе делегации Московского Патриархата на 3-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Дели. В связи с присоединением РПЦ к ВСЦ сказал, обращаясь к делегатам ассамблеи: «Мы не приносим вам иную, чуждую вам Веру; мы вносим во ВСЦ исконную Веру неразделенной Церкви, от которой вы частично отошли, но которая принадлежит вам по праву» (цит. по: Письмо митр. Сурожского Антония [Блума] Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 г. // ЖМП. 1997. № 5. С. 12).
16 июня 1962 г. назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Сев. и Юж. Америки с местопребыванием в Нью-Йорке. С 22 февр. 1963 г. носил титул архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского. 3 авг. того же года возведен в сан митрополита. Совершил много пастырских поездок по США и Канаде, посещал страны Юж. Америки. Участвовал в судебных процессах, отстаивая права Московского Патриархата на церковную собственность. Во многом благодаря усилиям И. удалось сохранить в юрисдикции Московского Патриархата кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке. За время пребывания в США освятил 7 новых храмов. Жил аскетично. Собирал материалы о деятельности на Алеутских о-вах митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова), к-рого очень почитал. И. написал сценарий к документальному фильму «Митрополит Иннокентий - миссионер русской Америки». Труды И. способствовали канонизации свт. Иннокентия в 1977 г.
После прошения о переводе на родину назначен 7 окт. 1967 г. митрополитом Ярославским и Ростовским. Продолжал активно участвовать в международной и межконфессиональной деятельности, в мероприятиях по сохранению мира. 20 марта 1969 г. был включен в состав Комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства. В том же году стал членом делегации Синода на конференции представителей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами».
За первые годы служения на Ярославской кафедре посетил все приходы епархии. Был талантливым проповедником, его проповеди собирали и записывали духовные чада. Неск. раз проповеди И., как образцовые, печатались в «Журнале Московской Патриархии». В условиях, когда светские власти проводили мероприятия по стеснению Церкви, И. старался сохранить все действующие храмы. Заботился о том, чтобы дальние приходы не оставались без священников. Всего за время архипастырского служения в Ярославской епархии рукоположил 82 иерея; принимал в епархию священников, удаленных под давлением властей из других мест. Допускал негласные рукоположения священников. Тайно рукоположил во диакона и во иерея редактора «Журнала Московской Патриархии» Николая Иванова, а также д-ра геологических наук Глеба Каледу. Трудами И. в Ярославле было построено новое здание епархиального управления с крестовой ц. во имя новопрославленного свт. Иннокентия, митр. Московского. За благоустроение храмов епархии удостоен в 1977 г. права ношения 2 панагий.
Награждался орденами св. кн. Владимира 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й и 1-й степени РПЦ, орденом св. апостолов Петра и Павла Антиохийского Патриархата, орденом св. ап. Марка Александрийского Патриархата, орденом святых Кирилла и Мефодия Православной Церкви Чехии и Словакии; медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», бронзовой и серебряной медалями Советского Фонда мира.
Совмещал служение с научной работой, автор очерка о блгв. кн. Феодоре Чёрном и книги о святых Крыма, к-рую считал долгом памяти своему духовному учителю митр. Гурию (Егорову). В исследованиях «Библия и эволюция», «Время и его проблема в Библии: (Размышления православного архиерея)» И. рассматривал взаимоотношения науки и религии, считал, что принципы эволюции мира не противоречат христ. мировоззрению. В 1984 г. стал делегатом 27-го Международного геологического конгресса в Москве. Активно работал в секциях «Геохимия и космохимия» и «Палеонтология», где рассматривались вопросы ранней истории развития Земли и эволюции жизни. Увлекался акварельной живописью. 26 дек. 1984 г. уволен на покой. Жил в Ярославле. Отличался простотой и доступностью в общении, искренней добротой и подлинной интеллигентностью, был бескорыстен. Пользовался искренней любовью клира и прихожан, уважением местных советских властей. Имел на склоне лет благодатные дары старца - дар рассуждения и любви, дар утешения. Пока позволяло здоровье, в воскресные и праздничные дни совершал Божественную литургию в кафедральном соборе. Переводил богословские книги и занимался научными исследованиями. Перевел с английского монографию П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а также работы И. К. Смолича - изданные в ФРГ к 1000-летию Крещения Руси соч. «Жизнь и учение старцев» и кн. «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В последний год жизни работал над соч. «О совершенстве человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа». Писал воспоминания о митр. Гурии, о членах своей семьи.
В день кончины причастился Св. Таин; пребывал в ясном сознании, беседовал с близкими, благословляя их. Отпевание И. возглавил Ярославский архиеп. Платон (Удовенко). Погребение И. состоялось 27 марта 1989 г. в соответствии с его завещанием по монашескому чину. Похоронен в церковной ограде близ стены Феодоровского кафедрального собора Ярославля.